Особенности взаимодействия с гражданами, нуждающимися в уходе и их социальным окружением

Оценка психологического состояния гражданина

⠀⠀⠀⠀При наличии подозрений на то, что у человека возникают проблемы в когнитивной сфере и имеются проявления деменции, необходимо принять меры по объективному исследованию нарушений в данной сфере: изучить анамнез гражданина, провести первичное обследование. Оценка когнитивных функций имеет большое значение для психодиагностического обследования.

⠀⠀⠀⠀Иногда целесообразно исследовать когнитивные функции в начале беседы. Оценивают внимание, способность ориентироваться в пространстве и времени, память. Желательно распределить вопросы на протяжении всей беседы, а не задавать их единым блоком. Необходимо заранее решить, какие именно вопросы следует задать. Для оценки психического статуса в практике врачей-гериатров и неврологов, как правило, используют краткую шкалу оценки психического статуса (MMSE).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE)

⠀⠀⠀⠀Инструкция:

⠀⠀⠀⠀1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают "Какого месяца?", "Какого года?", "Какой день недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

⠀⠀⠀⠀2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

⠀⠀⠀⠀3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

⠀⠀⠀⠀4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата "65"). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез" ставится 4 балла; если "ямлзе" - 3 балла и т.д.

⠀⠀⠀⠀5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

⠀⠀⠀⠀6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: "Что это такое ?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

 

⠀⠀⠀⠀Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

⠀⠀⠀⠀Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

⠀⠀⠀⠀Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀Интерпретация результатов

⠀⠀⠀⠀Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

⠀⠀⠀⠀28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;

⠀⠀⠀⠀24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

⠀⠀⠀⠀20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;

⠀⠀⠀⠀11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

⠀⠀⠀⠀0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

 

Психические, личностные, поведенческие особенности лиц с ограниченными умственными возможностями и психическими расстройствами.

 

⠀⠀⠀⠀В целях более точного планирования, организации и реализации процесса социального обслуживания получателей социальных услуг, ухода за ними, необходимо понимать, что имеющиеся у них психические заболевания влекут определенные изменения и нарушения в психической, личностной и поведенческой сферах.

⠀⠀⠀⠀Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть – психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

⠀⠀⠀⠀У людей с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы. Так, например:

  • эмоционально человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств;
  • в мыслительной сфере при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки;
  • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (сексуальные перверсии, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.);
  • больные хроническими психическими заболеваниями на отдаленных этапах течения болезни часто утрачивают волевые ресурсы психики, теряют побудительные мотивы деятельности.

⠀⠀⠀⠀Среди клиентов психоневрологического интерната можно выделить три основные категории лиц:

⠀⠀⠀⠀1. Инвалиды, больные шизофренией с выраженным дефектом психики – люди, утратившие в результате болезни коммуникативные функции, социальные связи и профессиональные навыки. Участие в трудовых процессах для этой категории имеет цель реадаптации, восстановление утраченных функций и адаптации в новых условиях психоневрологического интерната; важное значение имеет дифференцированный подход с учётом степени нарушенных и сохранившихся функций, уровня сохранности профессиональных и трудовых навыков инвалидов. В связи с этим возрастает роль индивидуальных программ реабилитации, ИПРА.

⠀⠀⠀⠀2. Умственно отсталые лица – их клинико-психологические особенности требуют совершено иного реабилитационного подхода по сравнению с больными шизофренией. На протяжении всего реабилитационного процесса также важны индивидуальные программы реабилитации, которые позволяют проследить динамику развития психики и моторики умственно отсталых лиц, рост их социальных связей и трудовых навыков.

⠀⠀⠀⠀3. Лица, страдающие эпилепсией, органической и сенильной деменцией – несмотря на различия нозологической принадлежности этих заболеваний, общим для них, являются интеллектуально-мнестические расстройства, которые определяются грубым органическим процессом головного мозга. Реабилитационная работа с такими людьми строится таким образом, чтобы имеющийся дефект не отражался на результатах деятельности клиентов. Для них необходимо предусмотреть такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

⠀⠀⠀⠀Необходимо отметить, что диагноз «умственная отсталость», имеющийся у большинства клиентов психоневрологического интерната – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Выделяют 4 степени выраженности умственной отсталости: глубокая – идиотия; тяжелая – имбецильность; умеренная; легкая.

⠀⠀⠀⠀Люди с ограниченными умственными возможностями отличаются недостаточным развитием психических процессов: различные по характеру и глубине нарушения умственной деятельности, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, которые приводят к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта. У умственно отсталых людей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры головного мозга, инертность нервных процессов, повышенная склонность к сохранному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

⠀⠀⠀⠀Нарушения восприятия у лиц с умственной отсталостью проявляются в замедленном темпе, сужении объема, недифференцированности признаков образов, слабая ориентировка в пространстве и т. д.

⠀⠀⠀⠀Для умственно отсталых людей свойственна недостаточность внимания, особенно произвольного, которое определяют точность восприятия, прочность запоминания, направленность и продуктивность мышления, воображение. Внимание умственно отсталых лиц пассивное, непроизвольное. Низкий уровень произвольного внимания умственно отсталых связан с недоразвитием волевых качеств (нетерпение, выкрикивание отдельных реплик, задавание не относящихся к теме вопросов).

⠀⠀⠀⠀Касаясь процессов запечатления, сохранения и последующего узнавания или воспроизведения того, что было в прошлом, то есть памяти, можно отметить следующее. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала у умственно отсталых людей достаточно низкая. При воспроизведении они многое пропускают; переставляют местами элементы, нарушая логику; часто повторяются; привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Объем запоминаемого у них очень ограничен. У умственно отсталых людей превалирует непреднамеренное (непроизвольное) запоминание.

⠀⠀⠀⠀Характеризуя интеллектуальную недостаточность умственно отсталых людей, М.С. Певзнер утверждает, что она выражается в неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению взаимосвязи между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу и синтезу. Их мышление стереотипно и плохо подвижно, имеет наглядно-образный, ситуационный характер.

⠀⠀⠀⠀Психические расстройства, имеющиеся у клиентов психоневрологического интерната, подразделяются на две категории (уровни расстройств): неврозы и психозы.

⠀⠀⠀⠀Психозы – наиболее тяжелые проявления психического расстройства.

⠀⠀⠀⠀При психозе у человека полностью теряется или резко ослабляется способность правильно воспринимать и понимать окружающих, самого себя. Человек может видеть и слышать то, чего нет на самом деле, или высказывать бредовые идеи. При этом он часто не понимает, что болен, ведет себя неправильно или даже опасно. Психозы указывают на наличие психических расстройств: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Альцгеймера и т.д.

⠀⠀⠀⠀Основные признаки психоза:

  • неправильное восприятие окружающего мира
  • отсутствие критики к собственному состоянию
  • нелепое или опасное поведение, обуславливающее социальную дезадаптацию больного.

⠀⠀⠀⠀Неврозы – относительно легкие психические нарушения. При них у человека сохраняется правильное восприятие окружающего мира, а также критика к собственному состоянию и поведению. Невротическая симптоматика включает в себя такие проявления, как астения, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, фобии и т.д. Основные формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, системные неврозы.

⠀⠀⠀⠀У лиц с ограниченными умственными возможностями встречаются также расстройства психического развития – группа нарушений психического развития: синдром Дауна, ДЦП и другие.

⠀⠀⠀⠀Синдром Дауна характеризуется общим психическим недоразвитием, а среди личностных особенностей превалируют добродушие, внушаемость, стремление к общению.

⠀⠀⠀⠀ДЦП – расстройство, связанное с двигательными функциями и произвольным контролем движений. Интеллект при этом может быть не нарушен. Двигательная сфера характеризуется такими особенностями, как спазмы, гиперкинезы, нарушения мышечного тонуса, речевые расстройства.

⠀⠀⠀⠀Важно затронуть вопрос о социальной опасности психически больных людей, которая может быть обусловлена двигательными возбуждениями, импульсивными поступками, помрачением сознания, галлюцинациями, бредовыми идеями, стремлением к суициду, слабоумием и отсутствием чувства опасности.

⠀⠀⠀⠀Социальная опасность человека в состоянии острого двигательного возбуждения, как правило, проявляется в том, что он может внезапно побежать, отталкивая всех на пути, угрожая тяжелыми и острыми предметами; при этом у него появляется большая физическая сила, чем в спокойном состоянии.

⠀⠀⠀⠀Опасность может быть обусловлена расстройством сознания и галлюцинациями, когда человек не понимает последствия своих поступков. В подобной ситуации он может выпрыгнуть из окна; он не понимает смысла медицинских процедур. Его агрессивность может быть обусловлена следствием бредовой убежденности. Ввиду отсутствия чувства опасности такие люди могут наносить себе порезы и другие повреждения.

⠀⠀⠀⠀Нарушения поведения у людей с умственной отсталостью и психическими расстройствами могут быть следующих видов:

компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации людей с данной патологией в здоровом коллективе);

структурные (возникающие вследствие общеорганического поражения ЦНС);

клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих умственной отсталости психических заболеваний).

⠀⠀⠀⠀1. Компенсаторные нарушения поведения. Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что человек с умственной отсталостью – это особый человек, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого человека уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. В первую очередь, данная категория людей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей, в результате чего возникают конфликты. Такие люди начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии при сохранном соматическом здоровье.

⠀⠀⠀⠀2. Структурные нарушения поведения. Нарушения поведения, являющиеся следствием раннего органического поражения ЦНС. Данная форма поведенческих нарушений не является диагностическим критерием умственной отсталости у людей. С равной долей вероятности нарушения поведения данной группы могут возникать как у людей с умственной отсталостью, так и у людей с сохранным интеллектом.

⠀⠀⠀⠀Структурные нарушения поведения, представлены двумя основными формами:

  • Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Это наиболее распространенный вид структурных нарушений поведения. Наиболее часто они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминающим психопатию (аффективно-неустойчивое расстройство личности), но не являющиеся таковыми в действительности. Наиболее часто для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т. е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины, и переживания случившегося. В плане общения – это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность, не обусловленные объективными причинами.
  • Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения. В данном варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно в медицинской терминологии обозначается как церебрастенический синдром. Часто для людей с такими нарушениями поведения характерны явления выраженной недостаточности показателей внимания и явления компенсаторной гиперактивности.

⠀⠀⠀⠀3. Клинико-патологические нарушения поведения. Нарушения поведения данной группы людей с умственной отсталостью возникают не вследствие основного заболевания, а в рамках клинических проявлений сопутствующих психических нарушений (шизофрения, расстройства личности различного генеза, биполярное аффективное расстройство, и т.д.).

⠀⠀⠀⠀В настоящее время выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся варианты нарушений поведения у людей с умственной отсталостью: побеги, уходы из дома или другого места постоянного проживания; агрессивность; нарушение дисциплины и поведения в общественных местах; воровство; злоупотребление алкоголем; суицидальное поведение; нарушения влечений.

⠀⠀⠀⠀По степени сформированности навыков самообслуживания и имеющимся ограничениям граждан можно разделить на следующие группы:

⠀⠀⠀⠀1. Медико-социальная реабилитационная группа с полной зависимостью: человек не способен самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности, имеет постоянную зависимость от других лиц, ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀2. Медико-социальная реабилитационная группа с выраженной зависимостью: человеку необходимо использовать вспомогательные средства, помощь другого человека или специально созданные для проживания условия, ввиду выраженных нарушений функций организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀3. Социально-реабилитационная группа с умеренной зависимостью: у человека незначительная или умеренно выраженная зависимость, самостоятельно способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно без помощи вспомогательных средств, в связи с временными, умеренно выраженными, или стойкими нарушениями функций организма.

 

Этика общения с больными людьми

⠀⠀⠀⠀При взаимодействии с человеком, имеющим ограниченные возможности, важно учитывать особенности собеседника, ведь это позволит сделать ваше общение не только приятным и комфортным, но и более эффективным. Так как формы инвалидности различны, то и приёмы общения с ними существенно отличаются друг от друга. Принято различать методы взаимодействия с инвалидами в связи с их диагнозом. Например, люди с нарушением слуха, испытывающие трудности передвижения, непроизвольными движениями и т.д.

⠀⠀⠀⠀Во время общения с людьми, имеющими ограниченные возможности, необходимо помнить о важных особенностях взаимодействия с данной категорией граждан и опираться в своей работе на различные методы и приемы общения в соответствии с возрастом инвалида.

 

⠀⠀⠀⠀Люди с задержкой в развитии и проблемами общения:

  • Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  • Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
  • Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии.
  • Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например: планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
  • Обращайтесь непосредственно к человеку.

 

⠀⠀⠀⠀Люди с психическими нарушениями:

  • Люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в кураторстве, сопровождении со стороны других людей.
  • Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями.
  • Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют навыков и способностей.
  • Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему.
  • Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

 

⠀⠀⠀⠀Люди, испытывающие затруднения в речи:

  • Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их - в ваших интересах.
  • Не перебивайте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он (она) уже закончил.
  • Не притворяйтесь, если Вы не поняли, что Вам сказали.
  • Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
  • Если у Вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли Ваш собеседник использовать другой способ - написать, напечатать.

 

⠀⠀⠀⠀Общение с человеком в инвалидной коляске:

  • Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
  • При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку.
  • Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь.
  • Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать.
  • Наклонитесь или присядьте, расположитесь рядом на стуле, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.
  • Если вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость.

 

⠀⠀⠀⠀Люди с плохим зрением:

  • Предложите свою руку.
  • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычным домашним животным. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой- поводырем.
  • Всегда проясняйте, в каком формате человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, аудиокассета.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит и его сопровождает помощник.
  • Если Вы читаете для человека, который плохо видит или не видит, сначала расскажите о том, что Вы собираетесь читать. Говорите нормальным голосом.

 

⠀⠀⠀⠀Люди, которые плохо слышат:

  • Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
  • Существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно легко тронуть человека за руку или плечо, или же помахать рукой.
  • Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то.
  • Если Вас просят повторить что-то несколько раз, попробуйте перефразировать свое предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀Три главных коренных условия обеспечения эффективных взаимоотношений с другим человеком:

⠀⠀⠀⠀1. Наличие эмпатии.

⠀⠀⠀⠀2. Отсутствие осуждения.

⠀⠀⠀⠀3. Активное слушание.

⠀⠀⠀⠀Важным аспектом при взаимодействии с человеком является эмпатическая способность видеть мир с точки зрения клиента. Хотя невозможно прожить жизнь другого человека и впитать в себя его опыт, как он или она выстрадали его, познать те чувства, которые он или она испытывали в той или иной ситуации, можно выразить им свое сочувствие. Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством проникновения в его субъективный мир. Это способность ощутить чувства другого человека, не втягиваясь в процесс их переживаний. При этом необходимо различать следующие слова: жалость («мне жаль тебя»), симпатию («я сочувствую тебе»), эмпатия («я – с тобой»). «Эмпатия человека зависит от доступности и богатства собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая клиента, на одну эмоциональную волну с ним».

⠀⠀⠀⠀Отсутствие осуждения. При беседе с другим человеком должна создаваться атмосфера доверия. Для этого желательно уточнять у говорящего правильно ли его поняли. Исполняя роли слушателей или помощников, используя во взаимодействии такие качества как понимание, неосуждение, искренность мы должны постоянно осознавать наши собственные ценности и отношения. Если мы не будем делать этого, мы не сможем в полной мере взаимодействовать с другим человеком. Оказание помощи, таким образом, нечто большее, чем применение нескольких изученных приемов; это процесс, который вовлекает всего человека.

⠀⠀⠀⠀Активное слушание – отражение говорившему человеку того, что было услышано от него слушателем.

⠀⠀⠀⠀Существует ряд приемов активного слушания:

⠀⠀⠀⠀1. Повторение – воспроизведение того, что сказал клиент. Обычно повторение последнего слова или фразы содержит в себе согласие, одобрение собеседника;

⠀⠀⠀⠀2. Переформулировка – попытка сказать то же самое, но другими словами. Переформулировка лучше в виде вопроса. Повторение и переформулировка являются одними из лучших способов тренировки способности слышать все, что было сказано, и получить от клиента обратную связь, что свидетельствует о взаимопонимании. Активность слушания колеблется в процессе беседы, и что – то из сказанного можно пропустить или отвлечься. Поэтому лучше еще раз переспросить, с тем, чтобы быть уверенным в правильности понятого и дать возможность собеседнику ощутить консультанта как заинтересованного слушателя;

⠀⠀⠀⠀3. Отражение – значит определение ведущих чувств или отношений, о которых клиент может и не сказать, но которые лежат в контексте его слов. Отражающий консультант становится своего рода зеркалом и может показать клиенту, то, что он сам в себе не замечает. Для этого необходимо слушать не только слова, но и тон, модуляции, экспрессию и манеру говорить. Когда консультант улавливает, о каком чувстве умалчивает собеседник, и получает подтверждение правильности своей гипотезы, доверие собеседника, как правило, возрастает;

⠀⠀⠀⠀4. Уточнение – этот прием позволяет уточнить информацию, предоставляемую клиентом. В этом случаи консультант задает открытые вопросы (что, где, когда, каким образом);

⠀⠀⠀⠀5. Обобщение – позволяет суммировать то, что было сказано. Как правило, взволнованный или потрясенный человек может и не заметить, что в ходе беседы уже рассмотрено несколько вариантов решения проблемы, или что консультант вместе с ним уже двигается во вполне определенном направлении, или же сам собой напрашивается какой-либо резонный вывод.

⠀⠀⠀⠀Условия обеспечения успешных взаимоотношений с другим человеком:

⠀⠀⠀⠀1. Необходимо искренне интересоваться проблемами других людей, быть хорошим слушателем, говорить о том, что интересует собеседника.

⠀⠀⠀⠀2. В разговоре следует использовать понятные литературные слова. Ваша речь не должна содержать непонятных слов и оборотов.

⠀⠀⠀⠀3. Необходимо следить за реакцией слушателей. Поэтому при общении необходимо создать условия, чтобы ничто не отвлекало от разговора. Говорить необходимо не быстро, с перерывами между словами, выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным. Если человек не реагирует на речь говорящего, возможно, он не понимает содержания информации или не согласен с ней. В этом случаи следует узнать о причинах такой реакции;

⠀⠀⠀⠀4. Нужно владеть собой во всех острых жизненных ситуациях, не создавать конфликтных ситуаций своим поведением. Отвечать необходимо мягко, отводя разговор от темы, вызывающей раздражение.

⠀⠀⠀⠀5. Следует помнить, что каждый человек обладает уникальными достоинствами.

 

⠀⠀⠀⠀Предлагаем вам посмотреть видеоурок «Этика специалиста в социальной сфере»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀Для закрепления материала предлагаем вам пройти тест Как общаться с пациентами по ссылке ниже: