Понятие ухода и его значимость

 ⠀⠀⠀⠀Уход – это не просто выполнение манипуляций, а осуществление всех действий и процедур, которые обеспечивают потребности каждого конкретного больного на протяжении длительного времени. Уход необходимо планировать на индивидуальной и системной основе.

 

⠀⠀⠀⠀В различных странах разработаны схожие концепции планирования ухода, одна из которых – подход немецкого профессора Моники Кровинкель. Она сформулировала основные принципы планирования ухода, согласно которым работают учреждения по уходу во многих европейских странах. В центре ухода находится человек в целом, а не его отдельные нужды. Для осуществления правильного ухода необходимо сначала точно выяснить, что человеку нужно, какие из его потребностей необходимо поддерживать или заместить. Согласно концепции Кровинкель, выделяют 13 видов активности человека и жизненного опыта, обеспечивающих его основные потребности:

  • Возможность общаться
  • Возможность двигаться
  • Возможность поддерживать витальные функции
  • Возможность ухаживать за собой
  • Возможность есть и пить
  • Возможность выделять продукты жизнедеятельности
  • Возможность одеваться
  • Возможность спать, отдыхать, расслабляться
  • Возможность развлекаться, учиться, развиваться
  • Возможность переживать собственную сексуальность
  • Возможность заботиться о безопасности своего окружения
  • Возможность поддерживать и развивать социальные контакты
  • Возможность справляться с экзистенциальным опытом жизни

 

⠀⠀⠀⠀К основным категориям жизнедеятельности человека относят следующие:

⠀⠀⠀⠀Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

⠀⠀⠀⠀Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое при перемене положения тела.

⠀⠀⠀⠀Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, определению времени и места нахождения.

⠀⠀⠀⠀Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

⠀⠀⠀⠀Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

 

⠀⠀⠀⠀Нарушение ежедневной деятельности наступает в связи с нарушением основных функций организма, что ограничивает способность к самообслуживанию. Степень нарушения может быть различной: от незначительной и умеренно выраженной до значительной. Исходя из этого, определяют план ухода, планируют манипуляции, замещающие дефицит самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

⠀⠀⠀⠀К основным видам нарушений функций организма человека относят:

 

  • нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
  • нарушение языковой, речевой и письменной функций, вербальной и невербальной речи, голосообразования и др.;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, а также тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
  • нарушение статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики и координации движений);
  • нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета.

 

⠀⠀⠀⠀При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяют четыре степени их выраженности:

⠀⠀⠀⠀1 степень – легкие нарушения;

⠀⠀⠀⠀2 степень – умеренные нарушения;

⠀⠀⠀⠀3 степень – выраженные нарушения;

⠀⠀⠀⠀4 степень – полная зависимость.

 

⠀⠀⠀⠀Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяют исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту). В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего лежит оценка независимости от посторонней помощи в повседневной жизни, особенно при осуществлении наиболее значимых, наиболее общих из рутинных действий человека.

⠀⠀⠀⠀Качественный уход предполагает обязательное соблюдение алгоритма осуществления процедур ухода. Правильное выполнение процедур ухода подразумевает безупречное выполнение тех или иных манипуляций, обеспечивающих компенсацию имеющихся видов дефицита самообслуживания, а также соблюдение простых правил проведения процедур и принципов деонтологии.

 

Принципы и модели долговременного ухода

 ⠀⠀⠀⠀Долговременный уход – комплексная поддержка пожилых и инвалидов, включающая социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме, с привлечением патронажной службы и сиделок, а также семейный уход.

 

 ⠀⠀⠀⠀Модели ухода:

  • Модель Хендерсон
  • Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни
  • Модель Д. Джонсон
  • Модель Д. Орем
  • Модель К. Рой
  • Врачебная модель
  • Теория ухода Моники Кровинкель.

 

 ⠀⠀⠀⠀Для того, чтобы осуществлять правильный и стимулирующий уход, необходимо сначала точно выяснить, что же человеку нужно, какие его потребности мы должны поддерживать/замещать.

Кровинкель выделила 13 видов активности и экзистенциального опыта жизни:

  1. Возможность общаться.
  2. Возможность двигаться.
  3. Возможность поддерживать витальные функции (сердцебиение, дыхание и т.п.)
  4. Возможность ухаживать за собой.
  5. Возможность есть и пить.
  6. Возможность выделять продукты жизнедеятельности.
  7. Возможность одеваться.
  8. Возможность спать, отдыхать и расслабляться.
  9. Возможность развлекаться, учиться и развиваться.
  10. Возможность переживать собственную сексуальность.
  11. Возможность заботиться о безопасности и надежности своего окружения.
  12. Возможность поддерживать и развивать социальные контакты, связи и области.
  13. Возможность справляться с экзистенциальным жизненным опытом.

 ⠀⠀⠀⠀На них и строится практика современного ухода. Прежде всего, проводится планирование. То есть, смотрим - какие из видов активности у человека нарушены, где он требует поддержки, а где вполне обходится сам. При этом выделяются проблемы и ресурсы. Например, возьмем пациента с парализованной после инсульта левой половиной тела. Он требует поддержки практически по всем видам активности. Выберем одну из них, например, самую очевидную - способность двигаться. Пациент самостоятельно двигаться не может - не может встать, ходить, сидеть может только с поддержкой. Это его проблема. Ресурс здесь заключается в следующем: пациент свободно двигает правой рукой и ногой, пациент может стоять на правой ноге с поддержкой; пациент понимает обращенную к нему речь и может следовать указаниям.

 ⠀⠀⠀⠀Далее определяются мероприятия:

 ⠀⠀⠀⠀- помощь при мобилизации, пересаживание пациента с кровати на кресло, с кресла на унитаз и обратно

 ⠀⠀⠀⠀- использование вспомогательных средств (в данном случае инвалидное кресло)

 ⠀⠀⠀⠀- возможно, лечебная гимнастика.

 ⠀⠀⠀⠀Такое планирование осуществляется по всем 13 пунктам. Например, с пунктом "еда и питье" - такому пациенту необходимо измельчать еду на кусочки, чтобы он мог есть, пользуясь только правой рукой; также необходима профилактика запоров, поскольку пациент малоподвижен. После того, как планы записаны и мероприятия определены, можно ухаживать по науке. Персонал осуществляет все эти действия. А затем документирует их и записывает: что при этом удавалось, какие были особенности. Документация затем изучается, и планирование снова 12 перерабатывается. Но для того, чтобы действовать по плану, необходимо главное - цель ухода. Цель ухода - сохранить или восстановить хорошее самочувствие пациента и избежать его зависимости, чего можно достигнуть с помощью стимуляции или поддержки возможностей самого пациента или обучения его близких. 

 

 ⠀⠀⠀⠀Концепция Бобат: принципы и приемы.

 ⠀⠀⠀⠀Концепция Бобат создана Карлом и Бертой Бобат и основана на пластичности мозга и его способности к реорганизации. Реализация концепции Бобат — это процесс 24-часового вмешательства в жизнь клиента. Реализация концепции происходит, когда клиент находится в определенном положении, что стимулирует вполне закономерную динамическую активность мышц, принадлежащих к конкретной группе, задействованной в процессе движения, а комплекс раздражителей позволяет активировать рефлективные модели именно в том первозданном виде, в котором они должны самостоятельно проявляться при абсолютно нормальной моторике. Она представляет собой целостную терапию, направленную на: подавление патологических моделей движения; стимулирование развития более правильных движений; нормализацию мышечного тонуса; стимулирование восприятия собственного тела.

 ⠀⠀⠀⠀Концепция Бобат основана на трех базовых принципах — ингибиции, фацилитации и стимуляции.

 ⠀⠀⠀⠀● Ингибиция — торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений.

 ⠀⠀⠀⠀● Фацилитация (от facilitate — облегчать, помогать, способствовать, содействовать) - облегчение выполнения правильных (нормальных) движений. Это взаимодействие между клиентом и персоналом, которое способствует осуществлению правильных движений.

 ⠀⠀⠀⠀● Стимуляция, реализуемая с помощью тактильных и кинестетических стимулов, направлена на то, чтобы клиент лучше ощущал правильные движения и положения тела в пространстве.

 ⠀⠀⠀⠀Ингибиция и ее применение в процессе ухода. Сначала проводят анализ движений клиента в различных ситуациях повседневной жизни, выявляют отклонения от нормальных физиологических движений. Необходимо понять, какие именно действия, положения тела и рефлексы проявляются патологически и препятствуют развитию нормальных движений.

 ⠀⠀⠀⠀Торможение патологических положений тела в постели. Положение больного в постели должно: предупреждать развитие мышечных контрактур и тугоподвижности в суставах; придавать суставам и мышцам оптимальное расположение; способствовать как можно более раннему восстановлению активных движений; улучшать периферическое кровообращение; препятствовать образованию пролежней.

 ⠀⠀⠀⠀Больного укладывают так, чтобы мышцы, склонные к спастическим контрактурам, были растянуты, а точки прикрепления их антагонистов сближены. Неправильное положение в постели приводит к развитию мышечной ригидности, ограничению объема движений и мышечным ретракциям.

 ⠀⠀⠀⠀Правильное положение клиента в постели следует постоянно контролировать и менять каждые 2 ч. Варианты позиций могут быть самыми разнообразными — от положения «лежа на спине» до положения «лежа поочередно на каждом боку».

 ⠀⠀⠀⠀Положение на спине. Одна подушка лежит под головой клиента, другая — под лопаткой, рукой, до бедра задетой инсультом стороны. Парализованную руку кладут на подушку так, чтобы она на всем протяжении находилась на одном уровне в горизонтальной плоскости вдоль тела пациента. Голова немного повернута в сторону руки, что позволяет ее видеть. Затем руку отводят в сторону под углом 90° (при наличии болевого синдрома начинают с меньшего угла отведения, постепенно увеличивая его до 90°), выпрямляют и поворачивают наружу. Кисть должна быть с разогнутыми и разведенными пальцами.

 ⠀⠀⠀⠀Положение на боку. При положении больного на здоровом боку парализованным конечностям придают согнутое положение. Руку сгибают в плечевом суставе и помещают на подушку, ногу - в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, помещая на другую подушку. Здоровая рука может лежать на боку или быть отведена назад. Под здоровую ногу, согнутую в тазобедренном и коленном суставах, подкладывают подушку. Парализованную ногу разгибают в тазобедренном и коленном суставах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 ⠀⠀⠀⠀Фацилитация и ее применение в процессе ухода.

 ⠀⠀⠀⠀Основной механизм фацилитации — растормаживание инактивированных нервных элементов с использованием приемов, направленных на их стимуляцию, путем выполнения правильных движений вместо патологических. Восстановление функций головного мозга происходит благодаря компенсации за счет сохранных функциональных систем.

 ⠀⠀⠀⠀При транспортировке клиента (кровать/стул/кровать) необходимо его поддерживать и управлять им так, чтобы движения всех частей тела были правильными.

 ⠀⠀⠀⠀Посадить клиента на край кровати. Необходимо повернуться, спустить ноги с кровати и только затем встать. Ноги сгибают в коленях. Больную ногу можно согнуть при помощи здоровой (если клиент в состоянии), в противном случае необходимо ему помочь. Следует перевернуться на больную сторону. Ноги спускают с края постели, помогая здоровой ногой передвинуть больную. Здоровую руку переносят и кладут на матрас перед собой на уровне больного плеча. Здоровой рукой отталкиваются, и затем встают. При пересаживании следует не просто предоставлять клиенту возможность стоять на здоровой ноге, при этом постоянно устанавливая парализованную ногу в правильную позицию, но и активно добиваться этого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для закрепления пройденного материала предлагаем вам пройти тест Правильно ли вы ухаживаете за больным человеком? по ссылке по ниже: